Открытое письмо для обсуждения

Открытое письмо для обсуждения

                             к Качинцам и ветеранам военной авиации

                                   Уважаемые и дорогие Качинцы!

                                       Уважаемые ветераны авиации!

В связи со всевозможными толкованиями истории начала военной авиации в России хочу поделиться с вами своими знаниями и мыслями, возникшими в результате исследовательской работы в государственных военных архивах.

        История, она требует к себе уважения, во-первых.

        Во-вторых, каждый исследователь смотрит документы и находит в них то, что он хотел бы найти.

       В-третьих, хотелось бы объективности.



                                                  Часть первая.

    История зарождения и становления военной авиации. Не хочется начинать с первого птеродактиля, Циолковского, Н.Е. Можайского. На нашем сайте поднимался вопрос о первенстве в создании военной авиации и точках отсчёта летописи.

Воздухоплавание в военном ведомстве России берёт начало с 1885 года, когда появился первый воздухоплавательный отряд. Уже в 1890 году в России была создана ПЕРВАЯ Воздухоплавательная школа. Первоначально, Офицерская воздухоплавательная школа создавалась как школа воздухоплавания. Начальник школы — А. М. Кованько, был энтузиастом воздухоплавания, долгое время не признавал перспективы развития летательных аппаратов тяжелее воздуха. Позицию А. М. Кованько разделял и Великий князь Петр Николаевич, августейший шеф Военно-инженерного управления русской армии. Всеми вопросами воздушного флота ведало тогда Военно-инженерное управление русской армии, а его «августейший шеф», Великий князь Петр Николаевич, публично заявлял: «В аэропланы я не верю, будущее не им принадлежит». Бурче Е.Ф. "Петр Николаевич Нестеров".

Деревянная церковь во имя Илии Пророка была построена на территории Воздухоплавательного парка в 1899 году с благословения протопресвитера военного и морского духовенства и отца Иоанна Кронштадтского. Иоанн Кронштадтский пожертвовал на построение новой церкви 700 рублей. 4 апреля 1899 года церковь была освящена военным протопресвитером А. А. Желобовским во имя Илии Пророка — покровителя воздухоплавателей. Перед правым клиросом в церкви стояла храмовая икона Святого Пророка Илии — покровителя российского воздухоплавания. В Ильин день — 2 августа первые воздухоплаватели отмечали свой профессиональный праздник. На иконе была начертаны слова 90 псалма: «И ангелом Своим заповесть».
          Осенью 1908 года офицеры Школы, парк-капитаны Н. И. Утешев и С. А. Немченко были командированы во Францию для изучения вопросов применения авиации в армии. 20 декабря 1908 года по инициативе А. М. Кованько были выделены средства на постройку пяти аэропланов в мастерских парка. А к осени 1909 года парк получил разрешение от Министерства Императорского двора на устройство на военном поле под Гатчиной аэродрома для испытаний и полётов аэропланов. Рядом с аэродромом, у деревни Сализи, по плану военного ведомства оборудовался учебный полигон воздухоплавательного парка.
          29 января 1908 года был учрежден Всероссийский аэроклуб. Этому предшествовала статья коллежского асессора Василия Корна в известном иллюстрированном петербургском журнале «Воздухоплаватель». 12 мая 1909 года Совет И.В.А.К. (такое сокращение получило название Всероссийского аэроклуба) получил уведомление о Высочайшем соизволении принятия Клуба под покровительство Императором Николаем II. С этого момента Клуб получил наименование Императорский Всероссийский аэроклуб (ИВАК).

       В 1909-м году был организован аэроклуб в Крыму – в Севастополе. Первый аэроплан решено было купить во Франции. Право выбора самолёта предоставили лейтенанту Станиславу Фадеевичу Дорожинскому, ведь у него за плечами — опыт полётов на аэростатах, прекрасное образование и совершенный французский. Дорожинский отправился за границу и выбрал там самолёт «Антуанетт-4», хотя отзывы об этом аппарате в прессе были противоречивыми: «Очень неудачный по конструкции, но очень изящного очертания аэроплан, похожий в полёте и на стрекозу, и на какого-то птеродактиля». Источник: https://gazetacrimea.ru/news/pervaya-v-rossii-shkola-voennih-letchikov-26471

        15 (2 июля по старому стилю) июля 1910 года, при Одесском аэроклубе начал работу Военно-авиационный класс, ставший первым подобным учебным заведением в России. Источник: https://aeslib.ru/istoriya-i-zhizn/fakty-i-tsifry/pervaya-russkaya-shkola-voennyh-letchikov.html

     30 января 1910 года общее собрание «Особого Комитета…» на своём заседании подготовило и утвердило для Государя Императора проект Высочайшего Соизволения о создании Военного Воздушного флота России, председателем которого единогласно был выбран Великий Князь Александр Михайлович, а его заместителем генерал от кавалерии барон А.В. Каульбарс.

     6-го февраля (19 февраля по новому стилю) 1910 года Его Императорскому Величеству, Государю Императору Николаю II благоугодно было всемилостивейши соизволить:

«1) Оставшуюся в распоряжении Высочайше утверждённого Особого комитета по усилению военного флота на добровольные пожертвования наличность в сумме 900000 рублей, а равно и могущие поступить в будущем в кассу Комитета пожертвования обратить на создание воздушного флота России;

2) Разрешить Высочайше учреждённому Особому Комитету по усилению военного флота на добровольные пожертвования продолжать для этой цели повсеместный сбор добровольных пожертвований;

3) воздушный флот, имеемый быть сооружённым Комитетом на добровольные пожертвования, оставить в ведении и распоряжении Комитета, а в случае открытия военных действий, передавать его с подготовленной командой морскому и военному ведомствам для усиления боевых сил Империи».

Высочайшее соизволение было подписано собственноручно Государем Императором, синим карандашом

         25 февраля 1910 года письмами от Председатель Совета Министров П. А. Столыпин были уведомлены «о Высочайшей воле» Морской Министр адмирал С. А. Воеводский и Военный Министр генерал от Кавалерии В. А. Сухомлинов. Оставшейся в распоряжении «Особого комитета...» суммы вполне хватало для обучения российских авиаторов, подготовки авиамехаников  за рубежом, для строительства первых летных школ в Гатчине и Севастополе и оснащения их всем необходимым и для закупки военных и учебных аэропланов.
Подробнее на: https://avia.pro/blog/vozdushnyy-flot-rossii-nachalo

       В марте 1910 года, в составе Особого комитета по восстановлению морского флота был создан Отдел воздушного флота (ОВФ). К слову скажу, что эти два события ИМЕЮТ ПРАВО считаться точкой летоисчисления работы Главного штаба ВВС. Ибо именно ОВФ стал выполнять функции Главного штаба. Перед Отделом была поставлена задача — скорейшего создания воздушного флота, путём:
а) обучения офицеров армии и флота, а также, если средства позволят, других лиц искусству летать на приборах тяжелее воздуха;
б) создания запаса самолётов с полным снабжением и оборудованием, в полной готовности для снабжения ими, согласно правилам военного и морского министерств, авиационных отрядов. Пилоты Его Величества / Сост. Грибанов С. В. — М.: Центрполиграф, 2007. — 382 с.

Несмотря на скептическое отношение к аэропланам со стороны военного ведомства, Александр Михайлович добился у Николая II позволения создать военную лётную школу. Первоначально её базирование школы предполагалось на Гатчинском аэродроме.

      В апреле 1910 года А. М. Кованько назначил офицера парка Г. Г. Горшкова заведующим Гатчинским аэродромом и выделил в его распоряжение команду солдат, которая сразу приступила к подготовке летного поля. Кроме ангаров на 10 — 12 самолётов, на окраине аэродрома вырос небольшой городок с мастерскими, бензохранилищем, импровизированной метеостанцией, служебными помещениями. Официально аэродром был открыт 26 марта 1911 года, и возглавил его штабс-капитан Г. Г. Горшков. На лётном поле деревни Сализи были возведены причальная мачта и эллинг для дирижаблей. ОДНАКО местом расположения школы стало Лагерное поле - оно же – Куликово, где построили один деревянный ангар и установили три разборных парусиновых ангара для самолётов.

         21 ноября 1910-го газета «Русское слово» сообщила: «В Севастополе сегодня состоялось торжественное открытие школы авиаторов». 21 ноября считается Днём рождения школы по престольному празднику архистратига Михаила, который был назначен небесным покровителем школы. К этому событию было приковано всеобщее внимание: это была первая в России школа военных лётчиков. Её появление связано с именем Великого князя Александра Михайловича Романова, внука Николая I. Первоначально авиационный парк школы насчитывал восемь самолётов фирмы: Фарман, Антуанетт, Вуазен. Источник: https://gazetacrimea.ru/news/pervaya-v-rossii-shkola-voennih-letchikov-26471 © 2000-2020 "Крымская газета"

       Итак, дорогие друзья, мы можем сделать вывод, что слово школа военных лётчиков в РОССИИ появилось с открытием Офицерской школы авиации.

В марте 1910 года при Офицерской воздухоплавательной школе в Гатчине был создан авиационный отдел.

       В первом наборе Офицерской школы авиации было 30 учеников. Их выпуск состоялся 26 октября 1911 года – Император Николай II лично принял первых выпускников в Ливадийском дворце. А Великому князю тогда сказал: «Ты был прав, прости меня за то, что я относился к твоей идее недоверчиво». К 26 октября относятся и исторические слова Военного Министра военного ведомства России Сухомлинова Владимира Александровича: «Я много слышал и читал о школе, но то, что увидел превзошло все мои ожидания. ПО-СПРАВЕДЛИВОСТИ Севастопольская авиационная школа ДОЛЖНА будет считаться РОДОНАЧАЛЬНИЦЕЙ РУССКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА».

19 июля 1914 года, на базе авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы, была образована Гатчинская военно-авиационная школа. С. А. Ульянин был назначен начальником школы.

  

   10 июля 1915 года в помещении Отдела воздушного флота прошло заседание особого комитета по усилению флота, где вплотную обсуждались вопросы строительства и оборудования школы на Гутуевском острове.

    28 июля 1915 года в Петрограде, на дамбе Гутуевского острова, в присутствии Великого князя Александра Михайловича, состоялся торжественный молебен по случаю открытия Офицерской школы Морской Авиации. Начальником школы назначили старшего лейтенанта А.А. Тучкова.

Таким образом дорогие ветераны военной авиации в Российской Империи зарождалась военная авиация. Её создание и строительство начиналось с создания: Отдела воздушного флота и ПЕРВОЙ В МИРЕ ВОЕННОЙ ОФИЦЕРСКОЙ ШКОЛЫ АВИАЦИИ, под руководством Великого князя Александра Михайловича, который сказал: «Воздушный флот России должен быть сильнее воздушных флотов наших соседей. Это следует помнить каждому, кому дорога военная мощь нашей Родины». — Великий князь Александр Михайлович, «К русскому народу», журнал «Тяжелее воздуха», 1912 год, № 6.
   В современной России, к нашему глубокому сожалению, исторической оценки того что было сделано в начале 20 века, руководством страны, Министерством обороны РФ, Главным командованием ВКС ВС РФ НЕ СДЕЛАНО. При рассмотрении наших обращений в их адрес идёт просто чиновничья ОТПИСКА, что Почётные наименования присваиваются Указом Президента таким-то порядком.

      Лично я в обращениях и письмах не прошу присвоить ПОЧЁТНОЕ имя училищу в Краснодаре. Я просто настаиваю на том, чтобы военные лётчики для силовых структур России проходили обучение в Первой в мире военной школе лётчиков, это, во-первых. Во-вторых, надо навести ИСТОРИЧЕСКИЙ порядок в лето исчислении развития военной авиации России, СССР, Российской Федерации. Дата 12 августа 1012 года хороша для точки отсчёта летоисчисления Главного штаба ВВС, но ни как для точки отсчёта начала военной авиации. В-третьих, ДАВНО пора отдать дань уважения имени Великий князь Александр Михайлович, присвоив его военному университету в Воронеже. Упреждая ваш сарказм и иронию отвечаю. Ещё в 2012 году, выступая на Военном совете ВВС и ПВО, я предложил. Сам университет назвать именем Великого Князя Александра Михайловича. Факультет высшей подготовки лётного состава оставить с именем Ю.А. Гагарина, факультет ИАС с именем профессора Н.Е. Жуковского, другим факультетам оставить имена тех академий, что они носили. Училище в Краснодаре назвать Качинское ВВАОЛКУЛ имени трижды Героя Советского Союза Покрышкина А.И., которому в ВКС сегодня тоже нет места быть. Факультет подготовки иностранцев в нём, оставить с именем Героя Советского Союза А.К. Серова, авиационным базам (теперь полкам) оставить имена тех авиационных училищ Советского Союза, что они носили. Такое решение, на мой взгляд, удовлетворило бы всех ветеранов ВВС и ПВО ВС СССР и РФ. У каждого училища было бы место куда собирались ветераны, где продолжалась бы история каждого училища. И ГЛАВНОЕ, если бы вдруг Министру обороны потребовалось создавать авиационное училище, то оно бы создавалось уже с готовой ИСТОРИЕЙ. К примеру. как это было с Борисоглебской, Черниговской школами в советское время.

Но к сожалению, местнический подход к ГОСУДАРСТВЕННОМУ вопросу по этой проблеме со стороны Главкомов ВВС и ПВО Михайлова В.С., Бондарева В.Н. – СНАЧАЛА Ейское, Борисоглебское авиационные училища будем возрождать, а потом вашу Качу, не даёт возможности навести ИСТОРИЧЕСКИЙ порядок в системе казённого военного профессионального обучения и воспитания личного состава ВВС России.





   Теперь о создании ПЕРВОЙ военной школы лётчиков в РК КА РСФСР



После Октябрьской революции 1917 года 1 апреля 1918 года школа получила название Социалистической авиационной школы летчиков Красного Воздушного Флота. 29 сентября 1918 года ее перевели в Зарайск и переименовали в 1-ю Московскую школу военных летчиков Красного Воздушного Флота. Таким образом мы видим, когда и как появился термин ПЕРВАЯ школа военных лётчиков.

Ниже в хронологической последовательности постараюсь разъяснить вам, кто и где перевирает в пальме первенства в названиях нашей Качинской авиационной школы.

Формуляр 29, опись11, дело 6 «Протоколы заседаний 1-го Всероссийского воздухоплавательного съезда и Всероссийского Совета воздухоплавания»:        

        В апреле 1918 года в Москве начал формироваться Отдел Пилотажа Народно-Социалистической Военно-Авиационной Школы.
«9» мая 1918 г. № 90618 Москва.
Начальнику Московской авиационной школы.
Ввиду предстоящей реорганизацией авиационных школ на основании специализации и в соответствии с постановлением 1-го Авиасъезда, - Учебный Отдел сообщает, намеченную схему распределения авиационных школ по специальности и по городам Российской Федеративной Советской Республики
Признаны три школы: 1/ Летная в г.Ярославле /из 1-й Народно-социалистической и Московской авиационных школ/.
2/ Специальная /разведочного типа самолеты/ в г.г. Саратове, Сызрани или Оренбурге других городов Поволжья, /из Народно социалистической авиационной школы в г.Гатчине/.
3/ Специальная /быстроходные типы самолетов/ с отделением высшаго пилотажа, который в будущем времени образует вполне самостоятельную единицу, - в г.Самаре/из Харьковского и Одесского отделов Народной Социалистической авиационной школы/.
Вр.и.д. Начальника Учебного Отдела, Военный Летчик Гавин
Помощник Начальника Учебного Отдела Военный Летчик В?
Листы 10 с об: = листам 9 с об., направлены в «1-ую Народно-Социалистическую школу /г.Петроград/» 11 мая 1918 г. № 90619/
Листы 11 с об: = листам 9 с об., направлены в «Коллегию Народно-Социалистической авиационной школы /г.Гатчина/» 11 мая 1918 г. № 90619



29 сентября 1918 года Гатчинская школа была переведена в Зарайск (частично, в Егорьевск) Московской губернии и получила новое наименование: 1-я Московская школа военных лётчиков Красного Воздушного Флота.

Прошу обратить внимание на термин ПЕРВАЯ, который связан впервые не с Зарайской военной школой…


Вылетев из Алатыря 13 сентября он 22 сентября был уже в Зарайске. Условия существования здесь были крайне тяжелые – Отделу пришлось устраивать и аэродром, и место для самолетов и мастерские и проч. и пр. Между тем обслуживающего персонала было всего около 50 человек.
В начале 1920 года Отдел высшего Пилотажа переименовывается в Зарайское Отделение Егорьевской школы авиации /бывш. Гатчинская/.
Весной 1920 года Отделение приступило к летной учебной работе. Одновременно в Отделении было до 5-ти человек учеников. Тяжелые условия жизни Отделения, невозможность помощи из центра вызвали в последнем необходимость принятия каких-либо мер в отношении поднятия работы Отделения. Центром уже несколько раз намечалось уничтожение Отделения, путем отправки его в Егорьевск. Отделение же принимало все меры к сохранению самостоятельного существования. Учебным Отделом Главоздухфлота было намечено разделение Егорьевской школы на две: на теоретическую и летную. В основу формирования последней должно было быть взято Зарайское Отделение Таким образом Зарайское Отделение должно было усилиться имуществом самой богатой авиационной школы – Егорьевской. Обратите внимание на формулировку Приказа и состав первых инструкторов школы. Он явно не таков, как его приставляют «отдельные историки военной авиации».

. На 1 декабря 1919 года в числе постоянного состава Зарайского отдела Егорьевской школы авиации РККВВФ состояли красные военные летчики:

Начальник отдела Цветков Борис Леонидович Севастопольская ОША

Старший инструктор Семенов Алексей Иванович Севастопольская ОША

Инструктор Иванов-1й Борис Андреевич Севастопольская ОША

Инструктор Иванов 2й Борис Дмитриевич Гатчина

Инструктор Харчев Михаил Константинович Севастопольская ОША

Источник и подробности: http://www.airaces.ru/stati/i-kacha-vspryanet-oto-sna-chast-ii.html


Приказ о формировании летной школы авиации № 1 /Зарайской/ был издан Воздушным Флотом Республики 23 Ноября 1920 года.

да. Штат новой школы объявлен приказом Рев.Воен.Сов.Респ. 17 Февраля 1921 года.
Зарайск был далеко не идеальным местом для функционирования школы высшего пилотажа: необходимые помещения отсутствовали, в следствие чего были достаточно удалены друг от друга, в разных частях города; аэродром, устроенный в 1 ½ верстах от города, крайне мал. С одной стороны, он был ограничен рвом, с другой железной дорогой. В качестве ангаров применялись палатки «Кебке», которых, к концу 1921 года, было установлено четыре. Единственным преимуществом для Зарайского отдела была близость к Москве и возможностью добраться до нее по железнодорожной ветке, соединяющий Зарайск с Рязанской ж/д магистралью

Лист 16:Севастопольская Авiацiонная Школа
По части строевой  «6» мая 1918 г., № 3053, г.Севастополь
В Управленiе Военнаго Воздушнаго Флота
                            РАПОРТЪ
28-го апреля н/ст занята германским войсками. Комитет Школы распустил всех служащих. Аэродром, склад запасных частей, оружие и гараж под охраной и в ведении германцев. Остальное имущество частью расхищается. Не имею власти и возможности предотвратить это. Прошу принять участие в дальнейшей судьбе школы и дать указания что делать.
Начальник Школы Военный Летчик Перепечин ?

Июня «15» дня 1918 г. Петроград
Члену СовЪта и Комиссару по управленiю Красным Воздушнимъ Флотомъ Раб. И Кр. Армiи
Тов. Акашеву
Комиссара 1-й Народно Социалистической Авиашколы
РапортЪ
Согласно Вашего предписания я вступил на должность комиссара 1-й Н.С.Авиашколы и тем же числом /13 июня/ приказом по школе уволил из состава списка школы 43 человека /пр.№ 82/, а на другой день дополнительно еще 92 человека, итого 135 человек.

Петроградская 1-ая Народная Социалистическая Школа Авiацiи«11» июля 1918 № 1172, Начальнику Главного Управления РККВФ

                                    Рапорт

  Согласно Вашего приказания и Начальника Учебного Отдела от 3-го июня с.г. ха № 90775/1052 мною принято временное исполнение обязанностей должности Начальника Петроградской Авиашколы с 5 июня 1918 года. Все те принципиальные задания лежащие на моей обязанности и Ваши приказания доведены до желательного конца.

Вследствие эвакуации и новых начал Школы Вами было предписано свести существующий штат Школы до минимума. Сообразуясь с Вашим сношением со мною совместно с Комиссаром Школы Сатуниным было обращено строгое внимание на технический персонал, предусматривая в этом необходимых и опытных механиков, выдающихся и способных учеников и лиц исполняющих текущие дела Школы.
Из числа прежнего личного и переменного состава Школы 188 человек было сокращено до 55 человек.
Уволенные служащие были разчислены нес уплатой 1 ½ месячного содержания вперед, а по день увольнения со службы: т.е. с 16 июня включительно.
1-й эшелон Школы находится в данное время в Казани о чем я Вас своевременно уведомил, 2-ой и последний эшелон Школы в составе 41-го вагона+ в настоящее время находится на Товарной станции Москва, Ник.жел.дор. Дальнейшее продвижение эшелона по назначению, задерживается Железно-Дорожной Администрацией в виду того, что ст.Казань заполнена военными грузами.
Мною были приняты все зависящие меры к скорейшему продвижению эшелона по назначению, но по обстоятельствам времени осталось тщетным.
По прибытие на место будет приступлено к незамедлительной разгрузке и спешного устройства и оборудования школы.
Но так как Школа не имеет утвержденного определенного штата и не была внесена в штаты школ, что крайне вредно отзывалось на существовании Школы. Находясь в Петрограде данная Школа финансировалась и довольствовалась в местных районных Штабах Красной Армии, а по выбытии Школы из Петрограда конъюнктура создалась для нее крайне неопределенна и запутана.
1.   Школа не знает как ей существовать;
2.   Каковые её в ближайшее время задачи;
3.   Откуда будет получать финансирование и техническое питание;
4.   Какой её будет штат;
5.   И Кто будет управлять Школою.
Все эти вопросы необходимо решить по возможности быстро, положительно и определенно, а иначе плодотворная и созидательная работа невозможна.
За время моего управления Школою в течение одного месяца пришлось производить эвакуацию в крайне тяжелых условиях, не имея средств на эвакуацию пришлось прибегнуть к временному авансированию к Окружной Петроградской Коллегии, которая отпустила из своих ресурс специальную сумму в 7.000 рублей для покрытия расходов на эвакуацию школы.
Все такие крупные невзгоды постигавшие Школу в Петрограде, крайне усугубляли ея продуктивность и прямые неотложные цели.
Изложенные мною больные вопросы Школы, убедительно прошу разрешить и дать Ваши решительные директивы. Тогда только возможно спокойно и продуктивно работать на пользу нашей дорогой Авиации.
Со своей стороны, для успешной Вр.и.д. Начальника Отдела, Летчик-Наблюдатель Костоусев
Организации Школы на новых началах я предполагал бы немедленно назначить постоянного Начальника Школы с большим опытом военного летчика, опытного в строительстве и организации как-то: Модраха или Ивкова, который из оставшихся чинов 1-ой Народной Петроградской Авиашколы и чинов Московской Школы создал теперь-же основное ядро и заложил фундамент новой Школы разведчиков. Вокруг которой могли базироваться все начинания. А в это время Московская Школа была филиальна по отношению к Главной Казанской Разведочной Школы, и могла пользовать, полетный сезон, а когда будет выполнена подготовительная работа по реорганизации Школы в Казани тогда уже будет возможен перевод Московской Школы. Этим этапом дает более быстрое устройство новой разведочной школы и продуктивное использование летного сезона Московской Школы.
Вр.и.д. Начальник Школы
Военный Летчик Сер.? Андреев

Листы 197, 198: Технический Комитет Ц.У.С. рассмотрев 29.6. с.г. препровожденный на его заключение из Всероглавштаба рапорт Авиадарма от 20.5. с.г. № 7189 – с проектом новой организации учебного дела находит:
1)   Что самое подразделение авиашкол по специальностям (как-то теоретическая для летчиков совместно с наблюдателями, летная для первоначального обучения летчиков, разведывательная, летчиков-наблюдателей и воздушного боя) вполне целесообразно и против такого подразделения возражений не встречается;
2)   Что для доставления наилучшего использования преподавательского и инструкторского состава необходимо первоначальное теоретическое обучение, как для летчиков, так и для наблюдателей, вести в одной теоретической школе, по окончании которой выпущенные ученики поступят по избранной ими специальности в летную школу или в школу летчиков-наблюдателей. Принимая во внимание что наилучшие силы авиации сосредоточены в Москве и что разведывательная школа также будет находиться в Москве (на Ходынке), в целях совместной дальнейшей полетной тренировки летчиков-наблюдателей вместе з заканчивающими обучение Летчиками-разведчиками, школу летчиков-наблюдателей надлежит также иметь в Москве.
3)   Летная общая школа, предназначенная для первоначального обучения летному искусству, должна находиться в местности с хорошими климатическими условиями, преимущественно в местности без сильных ветров с умеренной температурой, с небольшим числом дней с осадками и туманом. Такие местности по данным Главмета имеются на юге России. Принимая во внимание неопределенное положение юга и опасность его захвата противником, создание там летной школы следует считать недопустимым, так как в случае эвакуации или захвата вся работа специальных летных школ совершенно остановится. В силу этих соображений желательно первоначальную летную школу поместить в центральном районе, тем более что климатические условия центра вполне удовлетворительны для авиации, например, г. Егорьевск (где уже имеется авиационная школа).   На основании вышеизложенного полагал бы:

1)   Приказ Реввоенсовета от 5.2.1919 г. № 236 отменить и все авиационные школы и курсы возвратить обратно в ведение Главвоздухфлота. Для правильной постановки учебного дела существующее в Главоздухфоте «школьное отделение» реорганизовать в виде «учебного отдела», на каковой и возложить заведованием всеми авиационно-учебными заведениями Воздушного флота в административно-хозяйственном и техническом отношении.
2)   Создать в Москве «теоретическую авиационную школу» с двумя курсами: а) курс общий для летчиков и летчиков-наблюдателей, б) курс специальный, для летчиков-наблюдателей, окончивших общую часть.
3)   Московскую Авиационную школу переименовать в «Разведывательную авиационную школу» и соответственно увеличить пропускную способность.
4)   Егорьевскую авиационную школу переименовать в «Первоначальную летную школу» и также увеличить ее пропускную способность до требуемой нормы.
5)   Создать специальную школу «воздушного боя» в одном из приволжских городов или близь озера, могущего служить обширным и безопасным тиром для учебной воздушной стрельбы.
6)   Всю вышеупомянутую реорганизацию поручить произвести Главоздухфлоту по принадлежности в установленном порядке в кратчайший срок.

8.08.1919г.
Начальнику Главоздухфлота
Доклад
Комиссия в составе Пом. Нач. Управления по Научно-Технической части, тов. Дубенского, Политического инспектора тов. Чугунова и Школьного Инспектора тов. Новиков, произведя обследование Егорьевской авиашколы и её отдела в гор. Зарайске, пришли к следующему заключению:
1)   Школа в г. Егорьевске существует в совершенно ненормальных условиях во всех отношениях. Площадка, окруженная котловинами, лесом, болотом и постройками совершенно непригодна для авиационного аэродрома.
2)   При существующих условиях обучения полетам вследствие плохого аэродрома всего лишь на двух-трех самолетах не соответствует тем штатам, которыми руководствуется школа в данное время (18 инструкторов, что составляет 6 инструкторов на каждый действующий самолет).
3)   Колоссальное количество авиа имущества, заключающегося в лесных материалах, запасных частях к самолетам и моторам, в которых ощущался до сего времени сильный недостаток в других школах – хранится при Егорьевской авиашколе бесцельно в течение двух лет. Мастерские школы, имеющие ценные машины, станки и инструменты разбросаны по разным зданиям гор. Егорьевска. Принимая во внимание наличие указанных машин, а также отличный в смысле знаний авиатехнического дела персонал, нерационально было бы оставлять в дальнейшем такие мастерские Для обслуживания школы, которая пользуется на старте всего лишь двумя-тремя самолетами.
Попутно с Егорьевской авиашколой был обследован и её отдел в г. Зарайске, причем оказалось, что отдел совершенно не соорганизован и не выполняет программ, установленных для отдела истребителей, выработанной комиссией Главоздухфлота от    с/г., а именно: 1) никаких групповых полетов, воздушного боя, стрельбы по земным и воздушным целям с аппаратов и наземной стрельбы не производится.
Принимая во внимание все вышеизложенное Комиссия со своей стороны полагала бы необходимым в целях наискорейшего урегулирования и упорядочения авиа школьного дела произвести следующую реорганизацию:
1)   Образовать единую Московскую Авиашколу с двумя вполне самостоятельными отделами, из коих – один отдел Летный с разведывательным под отделом и другой Высшего пилотажа с подотделом Истребителей. Причем Летный отдел с разведывательным под отделом составляется из Егорьевской и Киевской авиашкол с выделением в него всего летного имущества, находящегося в Московской школе и наоборот, все имущество Московской, Киевской и Егорьевской школ в Зарайский отдел истребителей предназначающиеся для отдела высшего пилотажа и истребительного должно быть слито в одно целое для образования, как уже указано выше – Отдела высшего пилотажа с Истребительным подотделом.
2)   Мастерские Егорьевской авиашколы эвакуировать в г.Москву и придать таковые Московской авиашколе, разместив последние во вновь выстроенные здания на Ходынском аэродроме.
3)   В г. Егорьевске оставляются впредь до приискания в г. Москве соответствующего помещения Теоретические авиа курсы и при них Классы Мотористов, а т.к. для прохождения означенных курсов и классов необходимы для наглядного изучения самолеты, моторы и т.п. – образовать в Егорьевске тыловой авиаотряд, состоящий из 2-3 самолетов, небольшую мастерскую, музей и библиотеку.
Вышеизложенный способ реорганизации даст возможность во-первых, своевременно и в равной мере снабжать всем необходимым авиа имуществом и горючими материалами, т.к. будет находиться вблизи Главоздухфлота, Г.У.В.У.З. и друг. Центральных учреждений, во-вторых упраздниться существующий антагонизм между школами, который особенно резко проявлялся до сих пор, и благодаря чему усилилась и общая авиашкольная разруха. В-третьих, сконцентрированное в одно место летное имущество и наличие одних общих и обширных мастерских дадут возможность школе работать без остановки.
Что касается вопроса, который может быть затронут Главоздухфлом относительно допустимости устройства единой авиашколы в г. Москва в смысле соответствия Ходынского аэродрома, Комиссия, принимая во внимание обширность старта упомянутого аэродрома, на котором выставлялось только одной Московской школой, не считая завода «Дукс» и стоящих в одно время отрядов, ныне отправленных на фронт – до 20 слишком (с лишком?) аппаратов, а поэтому применяемые в настоящее время Егорьевской авиашколой  с Зарайским отделом и Киевской авиашколой 5-8 аппаратов безусловно не вызовут в полетном отношении никакого стеснения.
В случае наступления благоприятных условий в освобождении от неприятеля юга России, имея вполне сформированные упомянутые в сем докладе Летный, Разведывательный, Высшего Пилотажа и Истребительный отделы в любую минуту можно перебросить в более удобное во всех отношениях место, образовав из каждого из них самостоятельную школу.
Председатель Комиссии

    Приказом по Красному Воздушному Флоту от 20 Декабря 1921 года за № 11 1-й лётной школе авиации /Зарайск/ предписано перебазироваться на Качу близ Севастополя. Обратите внимание как написано в Приказе кому и куда следует перебазироваться. В 1922 году Севастопольская отделение было объединено с 1-й Московской школой военных лётчиков Красного Воздушного Флота (Зарайск, Московская область), ведущей свою историю от ещё одной первой российской авиашколы —Гатчинской, созданной в 1914 году под Санкт-Петербургом на базе частной Гатчинской авиашколы Щетинина, открытой в 1910 году.

Приказом РВС №225 от 30 января 1923 года школа, базирующаяся на (Александро-Михайловском) аэродроме Кача получила ОФИЦИАЛЬНОЕ наименование «Первая военная школа лётчиков».

                    Далее в 1925 году школе было присвоено имя А.Ф. Мясникова биография которого будет изложена в книге «Кача: время, события, люди 2 часть 2-я 1918 – 1930 год. В 1933 году с вручением знамени, стала называться Первая Краснознамённая школа военных лётчиков имени А.Ф. Мясникова, а в 1938 году Постановлением СНК школе было присвоено имя КАЧИНСКАЯ КРАСНОЗНАМЁННАЯ военная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова.

                                ВЫВОДЫ.

     ПЕРВОЕ. Исторические исследования всех научных диссертаций, публикаций в России, СССР, Российской Федерации подтверждают, что РОДОНАЧАЛЬНИЦЕЙ военной авиации стала Офицерская школа авиации Отдела воздушного флота, ПРАВОПРИЕМНИКОМ которой в 1923 году стала Первая военная школа лётчиков, а в 1938 году Качинская Краснознамённая военная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова.

    ВТОРОЕ. Первые русские летчики, первые русские авиаконструкторы, первые русские аэродромы — все это спрессовалось в каких-то три–четыре года. Да я согласен, что до 21 ноября 1910 года в России уже были лётчики, которые получили Бреве во Франции, Российских аэроклубах. Однако хочу особенно подчеркнуть, что ВОЕННЫМИ они стали только, став слушателями Офицерской школы авиации и сдав экзамен на звание ВОЕННОГО ЛЁТЧИКА в ней. К слову, в том числе и Главный маршал авиации Вершинин К.А., который будучи руководителем лётной части, летая на самолёте Р-5, стал военным лётчиком в 1935 году в Первой Краснознамённой военной школе лётчиков имени А.Ф. Мясникова.

    ТРЕТЬЕ. Следуя логике и рассуждениям «великих историков», рассказывающих нам, что никакой Качинской школы в Севастополе, Красном Куте, Мичуринске, Сталинграде не было, заявляю, что НИКАКОЙ в этом случае ЗАРАЙСКОЙ школы тоже не было, ибо термин ПЕРВАЯ школа лётчиков никакого отношения к Зарайску не имеет. К слову. Вот вам перечень авиационных школ, образованных после Октябрьской социалистической революции.

(1924-1925 гг.) № п/п Наименование авиационного учебного заведения Место дислокации

1. Военно-воздушная академия имени профессора Н.Е. Жуковского г. Москва

2. Военно-теоретическая школа ВВС г. Ленинград

3. 1-я военная школа летчиков посёлок Кача дата создания 21.11.1910 год

4. 2-я военная школа летчиков г. Борисоглебск дата создания 1922 год

5. 3-я военная школа летчиков г. Москва дата создания 1928 год

6. Военная школа воздушного боя г. Серпухов

7. Военная школа морских летчиков г. Севастополь

8. Военная школа летчиков-наблюдателей г. Ленинград

9. Военная воздухоплавательная школа г. Ленинград

(по состоянию на первую половину 1931 г.)

1. Военно-воздушная академия им. проф. Н.Е. Жуковского.

2. 1-я школа военных пилотов им. А.Ф. Мясникова (п. Кача).

3. 2-я школа военных летчиков им. Осоавиахима СССР (г. Борисоглебск).

4. 3-я школа военных летчиков и летчиков-наблюдателей им. К.Е. Ворошилова (г. Оренбург).

5. 7-я школа военных летчиков (г. Сталинград).

6. 8-я школа военных пилотов (г. Одесса).

7. 9-я школа военных пилотов (г. Харьков).

8. 11-я школа военных пилотов (г. Луганск).

9. 14-я школа военных пилотов (г. Покровск).

10. Школа летчиков и летчиков-наблюдателей им. И.В. Сталина (г. Ейск).

11. Военно-теоретическая школа летчиков (г. Ленинград).

   Как видим ни одна из них не имела в своём названии наименования города, где она базировалась.

    ЧЕТВЁРТОЕ. Постановлением Совнаркома и Приказом НКО СССР от 13 мая 1938 года наша школа ЕДИНСТВЕННАЯ получила наименование Качинская Краснознамённая авиационная школа пилотов имени А.Ф. Мясникова по месту базирования и с этим именем учила своих выпускников в городах: Севастополе, Красном Куте, Мичуринске, Сталинграде-Волгограде.

    ПЯТОЕ. Мне неприятно об этом говорить, но … Дорогие выпускники Качи. Сегодня Клуб «Качинец» ведёт работу по восстановлению имени КАЧИНСКОЕ в Вооружённых силах РФ. Вот уже более 22 лет мы обращаемся к ГАРАНТУ Конституции-Верховному Главнокомандующему ВС РФ, Министру обороны, Главнокомандующему ВКС о присвоении ИМЕНИ Качинское ЕДИНСТВЕННОМУ авиационному училищу в стране, с тем, чтобы восстановить ИСТОРИЧЕСКУЮ СПРАВЕДЛИВОСТЬ к ИСТОРИИ создания и развития Военно-воздушных сил страны. Мне неприятно, что мы в своём понимании не достигаем ЕДИНОМЫСЛИЯ. Нам отвечают, что НЕОБХОДИМОСТИ в создании второго училища сегодня нет, а мы, как лебедь, рак и щука в обращениях каждый просит своё. Пока мы не придём к единству, мы НИЧЕГО не добьёмся. Военный чиновник, готовя ответ на наши обращения, всегда доложит НАЧАЛЬНИКУ, что эти Качинцы сами не знают, чего хотят. Прошу всех думайте и делайте выводы, кого и в чём вы поддерживаете.

     С уважением Президент Клуба ветеранов авиации «Качинец», выпускник 1971 года, автор проекта «Кача: время, события, люди» Торубаров Владимир Ильич

****************************************************************************

         Товарищ Верховный Главнокомандующий ВС РФ


                  Уважаемый Владимир Владимирович!

        

   На протяжении 20 лет к Вам обращаются ветераны военной авиации не только Качинского авиационного училища, но и других лётных школ. Обращаются к вам лишь потому, что Вы в своих выступлениях, обращениях к народу России, к членам Федерального собрания РФ всегда подчёркиваете необходимость СОХРАНЕНИЯ исторических корней развития всех направлений жизни нашего государства. Мы полностью согласны с Вашими словами и горячо их поддерживаем. ОДНАКО… Уважаемый товарищ Президент мы не понимаем, почему Ваши заявления об ИСТОРИЧЕСКОЙ СПРАВЕДЛИВОСИ не действуют в отношении к ПЕРВОЙ В МИРЕ ВОЕННОЙ ШКОЛЕ ЛЁТЧИКОВ.

   21 ноября 1910 года в Крыму, близ города Севастополя на Куликовом поле, на НАРОДНЫЕ средства была открыта Офицерская школа авиации. С открытия школы 21 ноября 1910 года пошёл отсчёт Истории Воздушного флота и авиации Российского государства.

   20 лет мы обращаемся к Вам от имени выпускников ПЕРВОЙ в мире военной школы, от имени Клуба Героев Советского Союза и Российской Федерации, Клуба Заслуженных военных лётчиков и лётчиков- испытателей, от космонавтов СССР и РФ, от школы лётчиков- испытателей, от общественной организации офицеров «Боевое Братство», от ЦИК Международного Союза Советских офицеров, от имени 3 000 человек ветеранов военной авиации с просьбой рассмотреть вопрос о возвращении наименования «Качинское» в систему ВУЗов МО РФ.

      Офицеры-исполнители: МО РФ, Главного командования ВКС более 20 лет отвечают на наши письма словами Вашего Указа о том, что ПОЧЁТНЫЕ наименования присваиваются таким-то порядком.

      Уважаемый Владимир Владимирович! Мы не просим Вас присвоить ПОЧЁТНОЕ имя ныне действующему авиационному училищу. Мы просим Вас сохранить ИСТОРИЮ создания Военно воздушного флота и Российской военной авиации в Вооружённых силах РФ.

В 1911 году, побывав 26 октября в Офицерской школе Военный министр Сухомлинов В.А. сказал главные слова, которые должны помнить все руководители: «Я много слышал и читал о школе, но то, что увидел превзошло все мои ожидания. ПО-СПРАВЕДЛИВОСТИ Севастопольская авиационная школа должна будет считаться РОДОНАЧАЛЬНИЦЕЙ РУССКОГО ВОЗДУШНОГО ФЛОТА»

        Восстановить эту СПРАВЕДЛИВОСТЬ, может только Верховный Главнокомандующий. Присвоение имени ПЕРВОЙ в мире военной школы Качинское, училищу в городе Краснодаре будет исторически правильным и справедливым решением. Воспитание настоящих и будущих лётчиков России, а также военных лётчиков для других стран будет происходить в училище с именем Качинское, которое было создано как ПЕРВОЕ в МИРЕ военное, как школа заложившая героические примеры и традиции служения ВЕЛИКОЙ РОССИИ. Качинское авиационное училище дало стране более 155 Георгиевских кавалеров, 330 Героев Советского Союза, 38 Героев Российской Федерации, 12 маршалов авиации, 12 лётчиков-космонавтов, более 300 лётчиков-испытателей.

      Имя школы, давшей своими выпускниками толчок в развитии военной авиации, создании авиационных школ по всей России и в СССР, а таковых накануне Второй мировой войны было в СССР более 100, достойно той ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ, о которой Вы, товарищ Верховный Главнокомандующий, говорите в своих выступлениях и обращениях.

        Уважаемый Владимир Владимирович! С 1998 года имя училища просто ЗАРЕФОРМИРОВАНО. Кому и зачем это надо было, и почему сегодня имени старейшей школы нет в рядах ВКС НЕ ОБЪЯСНИМО, ни с логической, ни с исторической точки зрения. Мы уже устали от двойных стандартов в ответах военных чиновников. Нас ни разу по этому вопросу не пригласили в Министерство обороны, Главное командование ВВС, ВКС, ни разу даже не попытались провести какой-либо круглый стол, на котором обсудить этот вопрос, услышать наши обоснования и предложения. У исполнителей Ваших указаний есть одна ссылка на Ваш Указ о правилах присвоения Почётного наименования частям, соединениям, учреждениям.

     21 ноября исполнилось 110 лет с момента создания Офицерской школы авиации в России – Качинского военного авиационного училища. Ни одно средство массовой информации, в том числе и ТВ канал «Звезда» об этом даже не вспомнили. Ваше решение о присвоении имени Качинское авиационному училищу в городе Краснодаре, будет Исторически СПРАВЕДЛИВОЙ ПРАВДОЙ.

   С великой надеждой на мудрость и справедливость Верховного Главнокомандующего ВС РФ.

   Президент Клуба, полковник в отставке                    

                                                                      В.И. Торубаров

Возврат к списку